Ежегодно в отделении дневного пребывания несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья проходят реабилитацию дети с различными нозологиями в возрасте от 3 -18 лет и члены их семей,
в том числе и дети с РАС, у которых наблюдаются стереотипность, особенности эмоциональной сферы, гиперестезии, нарушение функции речи, планирования и самоконтроля, снижение способности к имитации .Такие дети испытывают трудности при возникновении внештатных ситуаций, при переносе навыков из учебной ситуации в жизненную, вот почему освоение новых видов деятельности и навыков дается им с большим трудом. Поэтому одной из основных задач в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС, которые ставят специалисты отделения, является – социальная адаптация,
результат решения которой оказывает значительное влияние на качество жизни не только ребёнка, но и его близких. Ориентировка в бытовой деятельности — одна из областей социальной адаптации. При планировании работы специалисты учитывают особенности детей с РАС, опираются на сильные и сохранные области развития и обязательно привлекают к работе семьи детей. Во время коррекционных занятий помогают осваивать социально – бытовые действия, развивают функции планирования и самоконтроля, расширяют репертуар социального взаимодействия, отрабатывают базовые навыки. Социально-бытовая ориентировка включает следующие блоки:
Навыки ухода за собой (приём пищи, личная гигиена, поддержание здоровья).
Навыки опрятности за одеждой и обувью ( умение раздеваться и одеваться, разуваться и обуваться; выбор одежды и уход за ней).
Навыки поддержания порядка и уход за собственными вещами: игрушками учебными принадлежностями (умение поддерживать порядок на рабочем столе, умение поддерживать порядок в игрушках, книгах и других вещах, умение собирать портфель).
Формирование навыков поведения в общественных местах: магазин, поликлиника (умение пользоваться деньгами, навыки ориентировки в магазине, навыки пользования гардеробом, поведение в очереди, умение ждать, находить кабинет врача, регистратуру, гардероб).
Навыки приготовления пищи ( сервировка стола и разбор купленных продуктов, приготовление пищи и напитков).
Навыки ухода за домом( навыки уборки, замена использованных предметов, использование рабочих инструментов, навыки стирки).
Навыки использования транспортом , поведения в общественном транспорте ( правила поведения и навыки перехода, умение соблюдать правила поведения и навыки пассажира).
Навыки использования средств связи ( телефон, планшет).
Неотъемлемой частью в работе по формированию социально-бытовых навыков у детей с РАС является специально подобранные методы , которые специалисты используют в своей работе: наглядные ( визуальное расписание ( предметное, картиночное, текстовое), пошаговые схемы,
визуальные памятки, видеоролики, сюжетные картинки, фотографии, социальные истории, карточки PECS); словесные ( вопросы, указания, разъяснения, комментарии) ; игровые (элементы сюжетно-ролевой игры, игры- инсценировки, настольно-печатные игры); практические: упражнения, практические работы с использованием специальных тренажёров, обучающих стендов, жилого модуля «Кухня», «Комната», «Санитарная комната». Для эффективности в работе специалисты используют систему подсказок и поощрений в виде внимания, пищевого подкрепления, любимой игрушки, предметов и т.п.
Для того чтобы реабилитационный процесс был непрерывным, а полученные в период реабилитации навыки, не утрачивались у детей, специалисты вовлекают в реабилитационный процесс родителей, обучая их необходимым навыкам взаимодействия с детьми в быту, а затем получают обратную связь от родителей о переносе полученных детьми навыков в бытовые ситуации посредством интернет-ресурсов Viber, WhatsApp и социально-педагогического патронажа.
Подготовила материал: Л.Врублевская — специалист по социальной реабилитации.
- День семьи, любви и верности в центре «Согласие»
- Семейные выходные
- Погадаем на ромашке.
- Директор центра «Согласие» приняла участие в стажировке Фонда Тимченко (г. Рязань)
- «Русский хоровод радует народ»
- Финансовая грамотность
- Международный день борьбы с наркоманией
- Финал «Грани_адаптация». Экскурсия в г. Ялуторовск.
- От сердца к сердцу
- Ярослав, 16 лет